Previous Entry Share Next Entry
Золотая Эра Голливуда
blumenfeld
natasha_laurel
В четверг смотрела в стэнфордском кинотеатре So Big 1932 года с Барбарой Стэнвик и Бэтти Дэвис и думала.


Barbara Stanwyck

Bette Davis


Думала, что в последнее время все чаще встречается словосочетание «Золотая Эра Голливуда». Эпитет приписывается к разным временным рамкам, от двадцатых до пятидесятых годов. А ведь «Золотая Эра Голливуда» это довольно краткий период: тридцатые годы.

Конечно в промежутке между началом века, когда кинематограф появился на свет и до конца двадцатых появлялись даже эпические вещи. Так фильм, положивший начало Американскому кинематографу, The Birth of the Nation - 1915 года. Но такой фильм - единичное явление. В целом, кино двадцатых годов это все еще только становление Голливуда.

Создатель первой фильмостудии (1893) Томас Эдисон необычайно злился и огорчался, когда кто-то еще в снимал движущиеся картинки и преследовал их судебными исками.



Эдисон



Мелкие «студии» укрывались от грозного Эдисона, перевозя тележки с аппаратурой с места на место, а вот крупные страдали чрезвычайно. Хотя сам Эдисон был довольно энергичный товарищ, на борьбу с конкурентами у него уходило столько сил, что он не успевал снимать. Тогда кинотеатры, устав ждать новых картин, начинали снимать сами, пополняя орды киношников-кустарей.

Наконец, крупные компании, которые не могли перевозить тележки с аппаратурой, устали от этой междоусобной возни, собрались воедино, сделали Эдисону рационализаторское предложение, сформировали в 1908 году траст кинопроизводителей и объявили legal monopoly (наделили себя эксклюзивными правами на производство кино). Отныне все кто посмел снимать фильму за пределами траста становились не просто бяками, а уголовниками.

Наиболее упёртые бяки-уголовники (независимые студии) устремились от буквы закона на Дикий Запад (в Сан Францсико и Лос Анжелес), а так же на Кубу и во Флориду. В условиях кубинской антисанитарии у киношников-повстанцев начался дружный понос, а во Флориде было так жарко, что всех замучила одышка. Зато в Калифорнии погодные условия оказались идеальными. Разные источники любят объяснять выбор в пользу Лос Анжелеса погодой и природой. Мол, круглый год тепло, снимай - не хочу. На деле погода в Сан Франциско почти столь же хороша для кино, а инфраструктура располагала к фильмоиндустрии куда больше, чем в Лос Анжелесе. Тем не менее все устремились в ЛА и причина тому самая тривиальная: "пять минут добежать до канадской мексиканской границы.

За несанкционированную съёмку фильмы полагалась серьезная кара, а кино снимать хотелось всем. Так что, ежели чего, покидать скромные пожитки в тачку и скатиться под горку в Тихуану из Лос Анжелеса получалось быстрее, чем из Сан Франциско. Вот и вся интифада.
Кто живет в ЛА и окрестностях способны appreciate the paradox масштаба советских инакомыслящих, которых сначала не выпускали, а потом - сами знаете что. Не всегда очередь на КПП Тихуана – Сан Диего стояла с южной стороны. Когда-то она стояла с северной – на выезд.



В 1913 году доморощенных киношников в Лос Анжелес набежало столько, что из района Лос Анжелеса Голливуд выделился в самостоятельный город. Как бы там было дальше – неизвестно, но в 1915 году траст, который загнал киношников в голливдуские гребеня – лопнул. Создателей его обвинили в гнусной монополии и осудили на 20 миллионов долларов с конфискацией.

Голливудцы, словно советские диссиденты после распада СССР внезапно лишились внешнего врага. В течение последующих десяти лет в Голливуде просто отделяли зерна от плевел. Были, повторюсь, отдельные талантливые вещи, но говорить о какой-то «Золотой Эре Голливуда» в эпоху дансингов и джаза нельзя. Кроме того, двадцатые годы это золотая эра Нью Йоркского Бродвея. Там высочайший уровень постановок, на сцене оформленной виртуозными декораторами талантливые актеры одетые и обутые маститыми дизайнерами.

В это время в Голливуде талантливые мастера снимают бок о бок с ремесленниками. Актеры приходят на съёмки в пиджаках и юбках из собственного гардероба и вообще все на уровне школьного драмкружка. В принципе, к середине 20-х кинематограф уже начинает приобретать все черты серьезного искусства, но в 1927 году выходит первый talkie (озвученное кино.) The Jazz Singer.




Премьера The Jazz Singer, 1927.




Сейчас, конечно, с высоты лет это, конечно, выглядит как прорыв, но тогда произошло вот что. Дело в том, что к концу 20-х годов немое кино достигло довольно высокого уровня и талантливые мастера стали естественным образом вытеснять кустарей. Появление Jazz Singer показало, что немое кино - неважно сколь высокохудожественное – вчерашний день. Что дало еще один шанс всем, кто снимал кино «на коленке». Конец двадцатых годов отмечен валом озвученных картин такого качества, что на их фоне ютуб покажется симфонией.

Наконец, конец двадцатых прошел в болезненой адаптации актеров и режиссеров к звуковым съёмкам. В этом время были сняты восхитительные немые картины, но они ... немые.

К началу тридцатых годов Голливуд адаптировался к звуку на съемочной площадке, «отмылся» от уголовного прошлого и среда сама вытолкнула наверх талантливых мастеров, оттеснив ремесленников. Голливуд, словно Элизу Дулитл, теперь можно было вывести в люди. Тут уже на обитателей Южной Калифорнии обратил свое внимание Бродвей. В тридцатых начался активный обмен актеров и режиссеров между театральными подмостками и съёмочной площадкой, время, когда театр отдал кинематографу лучшее, что у него было.

Голливуд тридцатых годов это эпоха таких героев как Кларк Гейбл, Марлен Дитрих, Кетрин Хепберн и Ингрид Бергман. Это период великих стилистов: Адриана и Трэвис Бэнтона. Даже строго-парижски ориентированный Вог в 1938 году признал, что “Hollywood is certainly the most perfect visual medium of fashion propaganda ever existed.”


Но самое главное даже не это. А то, что все эти люди были объединены общей идеей. Они влеклись друг к другу и своим взаимным влечением создавали среду. И именно это взаимное влечение, эта среда и продукт её жизнедеятельности и есть то, что сегодня называют Hollywood Golden Age или Old Hollywood Glamour.

Это была своего рода компания единомышленников. Их взаимодействие вело к тому, что каждая грань кинематографии – сценарий, режиссура, актерская игра, костюмы -все было сделано на профессиональном уровне. И эта компания была одержима общей идеей – держать высокую художественную планку. Отношение голливудских мастеров тридцатых к кино сродни отношению музыканта к опере или литератора XIX века к роману.

Конечно, талантливые мастера экрана были до этого и будут всегда, но то что случилось в тридцатых годах в Голливуде, это было особое время. Момент когда в свой карьерный пик встретилась критическая масса виртуозов экрана. Своим влечением они взаимодополняли друг друга и создавали среду. Вот это и есть Золотая Эра Голливуда.

Как это обычно бывает с удивительными моментами, длился он недолго. И начало и конец ему полагают внешние обстоятельства. Такие например, как появление телевидения. Но до телевидения еще лет десять.

Первый удар случился в 1934 году, когда влиятельная католическая организация Legion of Decency принялась следить за приличиями на экране. Сначало Legion предал анафеме парочку актеров, потому выпустил постановления, которые в одночасье истребили массу сильных сценариев, что лишило работы остальных. Министерсту культуры СССР такая гидра и не снилась.

Одним махом истребить Золотой Голливуд, конечно не удалось. Но тут правительство подсуетилось. До 1940 года все студии прокатывали картины в своих кинотеатрах. В 1940 эта практика была запрещена. Теперь студии должны были продавать фильмы посредникам, а те уже распределять по кинотеатрам. А значит фильмы надо было делать так, чтобы они были этим посредникам т.е. купцам понятны. Ну так и стали делать.

Наконец, началась война. После великих тридцатых, наступило десятелетие голливудского позора – сороковые годы. От таких грандиозных художественных проектов как Волшебник Страны Оз, Багдадский Вор, и Унесенные Ветром кино рухнуло в слепленые на скорую руку лепёшки, замешаные на малом бюджете, псевдопатриотизме, проблематке войны и кинематографических семечек. Озлобленному и напуганному войной зрителю нравилось практически все. Никогда еще фабрикантам грёз их ремесло не давалось так лекго. Голливудские могулы сороковых процветали ноздря в ноздрю с заводами по пошиву аммуниции. Семена художественного цинизма, которым мы «наслаждамеся» сегодня, были посеяны именно в сороковые годы.

Конечно, красивые вещи продолжали создаваться. Касабланка снята в 1942 году. Но все это – лишь отголоски, осколки того времени, когда актеры, продюссеры, художники и стилисты были объединены общей идеей – поднять кино до уровня искусства. Когда кино снимали так, чтобы оно могло встать в один ряд с литературой, музыкой и балетом. Это был краткий период тридцатых годов, когда Голливуд был действительно великим.



  • 1
Есть фильм с Джином Келли про то, как заканчивался немой кинематограф и "певец джаза" разгромил все киностудии, которые клепали в неделю по фильму в одних и тех же декорациях с одними и теми же актёрами. Не помню как называется, очень интересно.
А по существу, у меня Голливуд тридцатых почему-то стойко ассоциируется с Диной Дурбин, Джином Келли, молодым Фредом Астором, Ритой Хейворт и Ланой Тернер. Ну то есть такой лёгкий мюзикл с танцами и хеппи-ендом, красивый, но не очень глубокий и немного скучный. Фильмы, которые ты назвала, это такие глыбы, которые выделяются посреди сотен ничем не выделяющихся однообразных комедий.
(вот тут я хочу сделать примечание, что не берусь спорить и выражать протест, а только собственное какое-то ощущение передать хочу. Прочитала с огромным интересом и вообще восхищена, люблю и всё такое)

Ну однообразные комедии и галиматью всякую всегда снимали и будут снимать. Она как галактическая пыль, необходима для существования вселенной. Вопрос, есть ли ей противостояние и каково его качество.

В фильме твоем все правильно показали. Они взяли одну сюжетную линию и ее обыграли. Иного способа снимать кино я и не знаю. :)

Тебе разрешено выражать протест в любой форме.

Singin' in the Rain
http://www.imdb.com/title/tt0045152/
Автор, спасибо за статью! очень интересно!
Ю.

Юлька? Пожалуйста. :)

Хорошо написано.
Захотельсь посмотреть фильмы *золотоё эры*. Не подскажете названия?

Спасибо.

Ушла "в концерт". Приду и скажу.

A Quiet on the Western Front 1930
City Lights 1931
Frankenstein 1931
Duck Soup 1933
Snow White and the Seven Dwarfs - 1937 (начало большой мультипликации. Это был прорыв)
Mutiny of the Bounty 1935
Modern Times 1936
Swing Time 1936
Bringing Up Baby 1938
Gone with the wind - 1939
The Wizard of Oz - 1939
Mr. Smith Goes to Washington - 1939
Stagecoach - 1939
Wuthering Heights - 1939
The Women - 1939

и еще Philadelphia Story (1940) потому что это мой любимый фильм. :)

и мой, пожалуй, тоже.
Хороших фильмов много, но как же без Кинг-Конга, а?

я, кстати, не смотрела. Надо бы посмотреть. :)

Небольшая неточность - когда начали создаваться первые киностудии, павильонной съемки еще не было, все снималось на натуре. А в ЛА, оказывается, самое большое число солнечных дней в году. Кто бы мог подумать, а? :) А если бы близость к Мексике имела значение, наверное, все-таки в Сан Диего бы обосновались?

а в чём именно неточность-то?

Ну, ты писала, что ЛА был выбран из-за близости к мексиканской границе. Но на самом деле - из-за количества солнца.

Пожалуй, причин было несколько. Безусловно, погода. Но не только в виде температуры ;), а еще и как климат, ведь в Калифорнии сходятся несколько климатических поясов, что дает возможность снимать и пререии и джунгли и горы и тд. Далее, дешевизна земли для постройки студий. Ну и, конечно, удаленность от полиции Эдисон Траст. Если интересно, то кое-какие детали можно почитать здесь. Что же касается юридической части вопроса, а она, возможно, была главной, то тут можно верить следущей версии: в США есть 13 подразделений Верховного Аппеляционного Суда и Девятый из них, куда входит большинство дистриктов (районов) штата Калифорния, в то время не рассматривал дела по патентам. Говоря современным языком очень похоже, что Нью Йорк и Калифорнию в начале ХХ века крышевала разная мафия ;)

(Deleted comment)
Ну и если в 20-е годы Голливуд был дурнушкой, почему же всякие там французские мастера 30-х учились именно на голливудских фильмах начала 20-х?


тогда кино из-за своей примитивности (не в уничижительном смысле) легче раскладывалось на части для обучающего процесса. Ну и чувство "из первых рук" тоже важно.

Монтаж же тоже по Эйзенштейну учатся делать, хотя с тех пор гору всего намонтировали. И куда более мастерски, чем Эйзенштейн.


Голливуд как индустрия был дурнушкой. Я же написала, что "талантливые мастера творили ноздря в ноздрю с ремесленниками" Трудно при таком раскладе говорить об Золотой Эре.

(Deleted comment)
Вы таки списываете практически все немое кино.

я бы Вас попросила...


то-то бы мои близкие позабавились, прочитав этот комментарий. Я их так мучаю просмотрами немого кино, они уж не знают, куда от меня прятаться. :))

Я слышала версию, что в ЛА очень большое количество солнечных дней и яркий свет - пленка была малочувствительная. Но я думаю, за давностью лет мы никогда не узнаем, какая версия верна. А написано очень интересно, спасибо!!!

я думаю, что в этом случае, как и вообще в истории (в социологии) применимо математическое положение "необходимо и достаточно".


т.е. это всегда некая совокупность причин.

Если вам интересно, то детали переезда в Голливуд можно почитать в комментарии чуть выше и здесь.

спасибо, что не забыли написать названия, а мне это и правда как новый мир.

Большое спасибо, очень интересно!
...и стиль изложения прекрасный :)

конечно. мне в радость.

Замечательно!

Как оказалось, мы с вами пишем на похожие темы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account