Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
blumenfeld
natasha_laurel
Поехал как-то один литературный агент в коммандировку, в провинцию. На поиски талантливого автора и бестселлера к нему. В провинции агенту порекомендовали одну даму.

Дама устроила чаепитие и пригласила свою приятельницу, начинающую писательницу.
Когда чаепитие закончилось и литагент ушел, кто-то проговорился, что хозяйка тоже пишет роман.

- Кто?! Ты? Роман? - удивилась начинающая писательница. Напрасно, душечка, совершенно напрасно. У тебя ничего не получится. Хотя бы один отказ у тебя уже есть? Нет? Вот видишь. А у меня на руках уже отказы от самых лучших Издательских Домов...»

Тогда хозяйка рванула к себе в комнату, сгребла в охапку рукопись, оттуда к литагенту в гостиницу и, швырнув ворох бумаг ему прямо в лицо, крикнула: «хотя бы я смогу похвастаться, что мне отказал самый лучший Издательский Дом!»
Ошарашенный агент стоял, потеряв дар речи. Кстати, его зовут Гарольд Лантэм.  А разъяренную фурию на пороге – Маргарет Митчелл, а листочки, которые парят в воздухе - незаконченый роман






  

Роман вышел весной 1936 и его сносили с полок, как колбасу. Библиотеки пересылали друг другу запрос за запросом, а собаки в больших количествах «съедали» одолженные копии друзей. Поклонники атаковали Маргарет Митчелл:

Скарлетт это вы?
Вы были влюблены в такого как Рет?
А Тара это где?
Романом вы обнажаете проблемы Великой Депрессии?

Не я. Не была. Не существует. Не обнажаю..

ХОББИТЫ, ФЛАППЕРЫ И ЗАКОН ЛАВЕРА.

Если бы Маргарет Митчелл жила в наши дни и у нее был бы ЖЖ, она была бы активным участником сообществ [info]retro_ladies  и [info]costume_history, танцевала бы свинг, и слушала какое-нибудь Big Bands радио.  Красота, манеры и моды ушедшей эпохи были её хобби.

Согласно закону Лавера, главному з-ну моды: за десять лет до своего пика мода неприлична, за год – дерзка, в своё время, собственно, модна, уже год спустя – скушна, через десять лет она же – идиотична, через двадцать - карикатурна, через пятьдесят прекрасна, а через семьдесят – очаровательна.

Митчелл, чья молодость пришлась на ревущие двадцатые побывала флаппером, точно так же как многие из нас побывали, скажем, хоббитами или металлистами.  Но в душе она оказалась винтажной барышней, привязанной к своим корням.  (Митчелл с отцом.)

                                                                                                                                                          


И, повинуясь закону Лавера, Митчелл любила прошлое 50-70 летней давности.   Также как нам сегодня удобно любить пятидесятые, ей было удобно любить середину 19 века. Помогло еще, что детство Митчелл прошло на костистых коленках конфедератов, под байки про то кто как шел пешком из Геттисбурга с пулей в черепе, а кто запихивал оберточную бумагу под корсет, чтобы согреться во время блокады Атланты. До десяти лет Митчелл даже не знала, что Юг проиграл эту войну..





Как мы сегодня собираем винтажные открытки, Митчелл собирала дагерротипы. Лица, которые смотрели со старинных снимков имели между собой что-то общее. Сливались в некий образ эпохи. Это был образ главного героя Унесенных Ветром. Ретт Батлер был средним  арифметическим. Портретом поколения.

Скарлет.. Да, Скарлет была очень сильной. Как и все люди, пережившие ту войну. О тех, кто не был, мы ничего не знаем. Они не выжили.

 



Итак, книжка обернулась успехом. Весной  1936 она вышла, а 30 июля кинематографический магнат Дэвид Сельзник  уже купил права на экранизацию. Митчелл Сельзника отговаривала. Предупреждала, что книжка не экранизируема. Что получится плохо. Что только, если он хочет головную боль... Сельзник хотел. 

СЕЛЬЗНИК ИНТЕРНЕШНЛ.




Да не хотел он ничего. Уболтали Сельзника. Katharine Brown из Нью Йоркского офиса Сельзника сказала, купи. Сельзник отказался. Как отказался глава соседней киностудии MGM, Ирвинг Тальберг. Когда его партнер предложил купить права на экранизацию «Унесенных Ветром» Тальберг сказал историческую фразу: «Унесенные Ветром? Окстись, Луи, еще ни одна картина о гражданской войне не сделала ни копейки...» 


''Forget it, Louis. No Civil War picture ever made a nickel.'' 

Irving Thalberg (MGM)


Ну вот примерно то же cамое сказал и Сельзник. Но Кетрин Браун сказала: КУПИ! И Сельзник сдался. Впрочем, тоже самое сказала Сельзнику еще одна Кетрин. 

Хепберн. Хепберн, как известно, была одной из претенденток на роль Скарлет. О том, какая вокруг этой роли поднялась возня не знает наверное только ленивый.  В своей биографии  (Me) Хепберн описывает, как заехала как-то за Сельзником, по пути на студию, как он открыл ей дверь с книгой в руках и как она сказала: «Даже и не читай. Просто купи.»  Митчелл сама лично прислала ей копию Унесенных Ветром, так что она прекрасна знала, о чём идет речь.

Согласно Хепберн, Сельзник и Джорд Кукор, которого Сельзник пригласил быть режиссером картины, так долго не могли найти актрису, что в конце-концов сами предложили ей роль, но Хепберн отказалась, так как почуствовала себя запасным аэродромом и сделала встречное предложение: если наступит день х а актисы не будет, она выйдет на съёмочную площадку.
 
Звучит любопытно, но субъективно.  До последнего момента рассчитывали так же на Паулетт Годдард. И, если почему  Хепберн не брали  на роль Скарлет уразуметь можно, то почему не утверждали на роль Паулет Годард – понять решительно невозможно.

Paulett Goddard

Vivien Leigh

Katharine Hepburn



 
Может быть, потому что Сельзник часто предпочтитал неизвестных актёров, у которых не было устоявшегося образа? Или  потому что  актёров побдирал Джордж Кукор, друг Сельзника, которого тот пригласил быть режиссером картины и у Кукора было определенное видение Скарлет?   Отсняв всего несколько эпизодов, Кукор рассорился с Сельзником и ушел из картины. На смену ему Сельзник пригласил Виктора Флеминга. Флеминг настаивал, чтобы Вивьен Ли играла жестче. А она отказывалась.  Или не умела.

Зато она умела очаровательно поджимать губку, когда ей удавалось добиваться своего и быть  похожей на белочку. Вот так, если пересмотрите фильм, то заметите, эту очень характерную для нее мимику.







А вот Годдард бы сыграла Скарлет как раз как того хотел Флеминг.





Paulett Goddard в фильме Modern Times (1936)


Но почему-то Сельзник с Кукором её не утверждали, хотя актрису никак не могли найти. Искали некий определенный типаж, а его все не было. Может быть потому что типаж был унесён ветром той самой войны, о которой они снимал фильм и вообще стёрт с лица земли? 


АКТРИСА ДВОЮРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.


Судьбу Сельзника через сорок повторил лет Эльдар Рязанов. Когда искал актрису на роль Нади Шевелвой в Иронии Судьбы. 

"Все актрисы были хороши, но ни одна не подходила: Одна при поразительной ньюансировке чувств была несколько вульгарна, другую предал киноаппарат. Третья, которой я восхищался в драматических спектаклях, играла великолепно, но оказалась начисто лишенной чувства юмора. Так, несмотря на несомненную одаренность всех претенденток я понял, что просчитался – героини нет. А сроки съемок неумолимо приближались!"

Э. Рязанов. Неподведенные итоги.



Нечто подобное, должно быть, говорил и Сельзник в декабре 1938 года,  когда день съёмок с участием Скарлет настал, а актрисы всё не было.   Первой съемкой  с участием Скарлет  был побег из горящей Атланты.  Пожар устроили всамделишный и сожгли декорации из Кинг-Конга (1933).
 
Хмурым декабрьским утром все, от дрессировщиков коней до секретарш, скопились на съёмочной площадке и стали смотреть как горит. Горело хорошо. Тут кто-то потрогал Сельзника за локоть. Это был его брат, Майрон, голливудский агент.
- Уйди – сказал Сельзник. Уже почти догорело, ты опоздал
- я хочу познакомить тебя со Скарлет.
Сельзник обернулся и в огнях пылающей Атланты увидел Вивьен Ли. И узнал. Дело было в шляпе.



Подписание контракта: Selznik, Vivien Leigh, Leslie Howard & Olivia De Havilland.



Вот что ей помогло? Может быть происхождение. Как и Скарлет, Ли была наполовину ирландкой, наполовину француженкой, а, может быть просто Сельзник ужасно устал и Ли вовремя подвернулась под руку. Ну тут можно долго паразитировать на догадках, а действительно интересено вот что.

Что и Барбара Брыльска повторила судьбу Вивьен Ли.   И как этим  женщинам из двоюродных  культур удалось создать национальный характер, который нация приняла.





вот как?


РЕТ БАТЛЕР ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ.



Рет Батлер покидает дом в порыве гнева. В фильме этого кадра, разумеется,  нет.
 Рет удаляется более куртуазно.


Если на женскую роль стремились попасть все актрисы, то с Реттом Батлером все было с точностью до наоборот. Все более-менее согласились, что играть Батлера должен Кларк Гейбл. Все, кроме Гейбла. Гейбл наотрез отказался изображать Ретта Батлера.

Сказал, это слишком большая ответственность, я не достоин и все такое, что говорят в таких случаях. Мужчины, конечно, занятные существа. Войну начать мировую или гражданскую, это так себе отвественность. А лицедейничать это, извините, ответственность. Неподъёмная.

Сначала Гейблу повезло, его не отпускал MGM, где он находился на контракте. Но Сельзник не унимался и в конце-концов МGM "уступил" Гейбла за 50 процентов от будущих сборов. Что, конечно, страшное ростовщичество, но так как Сельзник был зятем главы MGM, Луи Мейера (того самого, который хотел купить права на экранизацию, а ему не дали), так что деньги оставались в семье. А это главное.

Гейбл тоже согласился сниматься по семейным обстоятельствам. Ему предложили крупную сумму задатком, которую он сразу отдал своей жене, чтобы та дала ему развод и он мог жениться на Карол Ломбард. Карол Ломбард в тот момент зарабатывала больше, чем Гейбл, но приработок с Унесенных Ветром, показал кто в доме мужчина.                                                
Так что в итоге все остались довольны и при деньгах.                  
                                                                                                                                          Lombard & Gable на премьере                                      









СНИМАЛИ ВСЕМ ГОЛЛИВУДОМ.




То что фильм получился – это просто чудо. Чудо, потому что в начале съемок Сельзник и Кукор рассорились и картина осталась без режиссера. Чудо, потому что со следующим режиссером, Виктором Флемингом, который пришел Кукору на замену актрисы не срабатывались и до последнего бегали к Кукору, советоваться, как играть.

Чудо, потому что все сроки по поиску актрисы были сорваны. И бюджет тоже. В итоге вложился MGM и Bank of America, но и эти деньги были истрачены, и фильм грозил Сельзнику разорением и позором. Чудо потому что актёры на главные роли – Кларк Гейбл и Лесли Ховард наотрез отказывались сниматься.

Чудо потому что это был первый фильм полностью снятый в цвете, народу вокруг камеры толклось вдвое больше обычного  и консультант из Technicolor стоял над душой, нудел и требовал множественной пересъёмки эпизодов.




Чудо, наконец, потому что половина фильма уже была отснята, а сценарий все еще не был готов.  Вот это действительно, самое главное чудо.  Сельзник взмолил о помощи  Маргарет Митчелл, но Мичтелл сказала, голубчик, минздрав предупреждал и самоустранилась.

Пока фильм готовили и снимали (!) Сельзник перепробовал четырех сценаристов и, когда работа над сценарием наконец была закончена (где-то к середине съёмок), то у сценариста лопнул сосуд в глазу, а Сельзник заснул на двое суток, так что на студии испугались, что он в коме.  

Лебедь Рак и Щука по сравнению со съёмочной площадкой Унесенных Ветром были просто дрим-тим.





И все-таки успех Унесенных Ветром был гарантирован.


Парад в Атланте в честь премьеры GWTW.



Сельзник  и Вивьен Ли с мэром Атланты.


И не только потому что фильм грозил Сельзнику разорением и позором и отступать было некуда.

А потому что, страна ждала фильм.  Это во-первых. На самом деле, страна ждала и книгу. Нью Йоркское издательство Macmillian, с которого начался наш с вами рассказ, послало своего агента в Джорджию неспроста.  В издательстве подметили, что книжки молодых писателей из южных штатов пользуются особой популярностью.

Для Маргарет Митчелл сошлись звезды. Её интерес к ушедшей эпохе оказался ко двору. В стране охваченной депрессией расцветали романтические настроения. Тоска по поверженному югу была сродни советской ностальгии по белогвардейцам. Ведь в парадигме исторических параллелей (извините) победа янки над конфедератами и большевиков над белогвардейцами в сущности одно и то же.

А измученная депрессией Америка, ностальгируящая, расскаивающаяся, скучающая сродни России конца 80-х – начала 90-х, которая вдруг вспомнили про Поручика Голицына и на все голоса требовала, чтобы Корнет Оболенский надел ордена.


А во-вторых, несмотря на разброд и шатания во время съёмок, все-таки к фильму приложили руку лучшие мужи Голливуда. А мужи в Голливуде 30-х годов были высоко профессиональны.  А еще они были романтиками. Вы знаете, все-таки высокий профессионализм и известный романтизм всегда идут рука об руку.    Виртуоз своего дела не может быть циником. Он всегда романтичен.

Вот так, господа.


 


Спасибо.
Я получила массу удовольствия от прочтения, просто брежу теми временами)

какими, тридцатыми, когда фильм снимали или временами гражданской войны, про которые снимали?

Первый жжшный пост за последние (если не соврать) полтора года, который я занесла в мемориез.
Спасибо тебе, дорогая! Гениально написано, гениально проиллюстрировано.

пожалуйста. рада слышать.

Спасибо. Очень интересно.

удивительно, как пересекаются внутренние пути - я только на прошлой неделе купила и пересмотрела с удовольствием этот фильм :)

спасибо за рассказ!

Я тоже как раз неделю назад смотрела. Унесенных Ветром пересмотреть, как Евгения Онегина перечитать.

Очень интересно. Спасибо.

пожалуйста, моя дорогая.

Интересно, что это за драматическая актриса, которую Рязанов пробовал на роль Нади. Юлия Борисова, что ли.

он не называет имен по понятным причинам. Но театральных актрис он очень много снимал, от Фрейндлих до Мазуркевич, понятно, что к ни одной из них это не относится, а кто - я не знаю. А почему ты думаешь на Борисову?


Мой самый любимый фильм. Могу пересматривать его сотни раз. Раза два перечитывала все книги. Включая "Скарлет" и "Ретт Батлер". И буду смотреть и смотреть снова и снова. Я даже представить не могу себе чтобы на роли Скарлет и Ретта были утверждены другие актеры, никто бы так гармонично не вписался в фильм как они :)

теперь конечно уже это все досужие рассуждения. Но тогда, я думаю, им пришлось нелегко, подбирать артистов. :)

Перритка, спасибо за хороший пост!
А главное: какая хорошая параллель победы янки с победой большевиков!
Надо будет поизучать американскую историю, там поди много чего интересного можно найти.

А ещё понравилось описание системного подхода к созданию картин. Сначала - описание образа, а потом уже - жёсткий отбор актёров под него. Это не то что сейчас - А давайте вот эту звезду в фильм вставим! (это я про отечественные блокбастеры).


да здесь такое тоже сплошь и рядом. И тогда в принципе тоже было, то есть не то что давайте звезду в фильм вставим, фильмы под звёзд делались, они так и называлось Marlen Dietrich vehicle. (досл. устройство для Марлен Дитрих)


а исторические параллели, да, очень интересно наблюдать.

(Deleted comment)
Перрита, я еще не осилила твой текст, т.к. некогда, но у меня уже возник вопрос: кто такие флапперы?

flappers это такое социальное явление двадцатых годов, преимущественно в США, но в Европе тож.

Flapper называли новое поколение женщины двадцатых годов. Фемина 20.0

Она курит, танцует чарлстон, водит авто, носит короткую стрижку и короткое платье. Первая официальная эмансипе.



Ура! Перрита опять начала писать! Отправляю в мемориз - к армянским попугаям и бикини-ваксу. :)

кстати, фильм очень много в Пасадене снимали, как раз где я боролась с попугаями. :))

ВОТ СПАСИБО!:)

"Виртуоз своего дела не может быть циником. Он всегда романтичен". Гениально.

интересно. Очень интересно!!! :)

спасибо и привет. Мой друг и сальса партнер, Игорь навсегда переехал в Новосибирск. Так что наверняка вы в какой-то момент пересечетесь.

Огромное спасибо за рассказ!

Всегда пожалуйста. мы большие любители поразглагольствовать. :)

Очень точно!!
кстати, мне всегда казалось, что Годдард подошла бы больше...я не фанат Ли, мне Скарлет видится больше похожей на Годдард

эбсолютли!! я думаю, будь Флеминг в картине с самого начала, мы бы сейчас на все лады восхищались Годдард.

Спасибо. Мне в свое время книга настолько понравилась, что я ее больше не перечитывал, чтобы ощущение не потерялось. И даже фильм не смотрел, но не специально, а просто не получилось, только кусочками видел. Наверное все-таки не очень хотелось его смотреть.

И правильно сделал, мне кажется.


он совершенно другой. Я помню, что когда посмотрела его в первый раз то громко и долго возмущалась. Но мне тогда было 12 лет,а в этом возрасте всё возмущает.


Сейчас я отдаю должное кинематографическим порывам и достижениям. Чтобы он был ближе к книге, наверное надо было делать сериал. Или хотя бы двухсерийку, но тогда не было ТВ и не было такой опцию.


А ну как щас сделают... :)

Вы замечательно пишите! Я очень мало интересуюсь закулисьем и не обращаю внимание на детали в одежде , точнее не могу описать их, наверно, но читать Ваши отчерки настолько увлекательно и интересно, что похоже на чтение очень коротких интригующих детективов. После Ваших описаний, ретро действительно начинает играть цветами и деталями.
Спасибо!

благодарю Вас. я очень рада, что Вам - человеку далекому от всех наших винтажных дел тоже нравится.

мода - удел посредственности.
:)))
побег в "ретро" - вполне понятен..
звёзды обычно сходятся не благодаря, - но - вопреки !
..Волшебство необъяснимо.
:)
Спасибб вам за него.
:

пожалуйста. На днях общалась вот с этой девушкой:




Она пин-ап модель в Лондоне. Так вот она сказала примерно следующее: "подростком я носила стиль гранж. (типа Курта Кобейна из Нирваны) потом стала металлисткой. А теперь вот такая вот пин-ап Сирена. В принципе, ничего не изменилось. Просто гранж и металлистка подросла, но суть ее "побега в ретро", как Вы это называете - логическое продолжение хэви-метал отрочества. Мне показалось, Вы примерно то же самое хотите сказать. :)



спасибо:)
обожаю этот фильм.

хороший фильм для обожания.

У меня с этого фильма, собственно, все и началось. Шел 1991 год, я вышла из кинотеатра и прямиком отправилась в библиотеку. На руки книгу не давали, пришлось всхлипывать в читальном зале.
А потом я вышла на улицу и поняла: я там буду.

Митчелл между прочим, родилась с тобой в один день. Так что когда я писала пост, то думала о тебе и, что тебе и карты в руки!

Очень познавательно, спасибо!

Как мы с тобой к месту Вивьен Ли вспоминали!

Мой любимый момент в фильме и в книге, когда Рет решает присоединиться к силам Конфедерации, хотя совершенно очевидно, что они проиграют. Такой жест настоящего джентльмена.

The most American of all American movies! Its a movie about survival.

А я как раз этот пост писала, когда мы с тобой встречались. Марк, я так поняла, не захотел на Бетти Дэвис субботним вечером смотреть. Мы ходили. The house was full.

А можно про "Гордость и предубеждение"? :)

ой. В принципе можно, конечно. Старый, Вы имеете ввиду? Надо бы пересмотреть, вдохновиться.

?

Log in

No account? Create an account