Previous Entry Share Next Entry
Конёк-Горбунок: Кобылица как символ подавляемого эротизма в советской культуре.
blumenfeld
natasha_laurel
Осенью 1992 года Грубый Шура решил съездить в Мексику. С грин картой в Мексику безвизовый въезд, но у Шуры был только статус, а сама грин-карта еще не пришла по почте. Был лишь штамп паспорте, подтверждающий его легальный статус. Шура пошел в мексиканское посольство, справиться, как быть. В посольстве сидела дама, невероятно скучающая. Дама была представительницей мексиканской знати, знала свой род до Кортеза, а в посольстве ей приходилось иметь дело с нелегальными соотечественниками и изредка посещать скучные приёмы, скучные, потому что Мексику в США никто  всерьез не воспринимал.

И тут Шура со своим штампом о наличии грин-карты в советском паспорте. Дама повеселела, запела дифирамбы русской культуре, перемежая их оханьем, что, хотя отметки в паспорте вполне достаточно, мексиканские пограничники об этом могут и не знать, потому виза бы не помешала. Но делалалась мексиканская виза 4 недели...


Вопрос, нельзя ли как-нибудь поскорее, дама как будто бы не услышала и, вместо, начала вспоминать сказку-стих великого русского поэта, Пушкина, про горбатую лошадку и сетовать, как бы ей очень хотелось выучить эту сказку великого Пушкина наизусть, но, так как кириллицу она не читает, то ей бы текстовочку в транслите.....

И Грубый Шура, конечно же, сказал, что принесет. Вот тут пролегает краегоульная разница между Шурой и мной. Случись всё это со мной, я бы быстро объяснила мексиканскому консулу, где Пушкин, где Конек-Горбунок и где Петр Павлович Ершов. И потом бы четыре недели получала мексиканскую визу.

Но Шура это Шура, поэтому, на следующий день он принес мексиканскому консулу сказку Пушкина «Конёк-Горбунок» в транслите и через пару дней виза была в кармане.
- Ты всю ночь набирал?» - восхитилась я. (92-ой год, кодировщиков в интернете еще нет)
- Нет, сказал Шура, только первые две страницы. Она всё равно не знала, сколько там и о чём.

Так, Грубый Шура не только укрепил мексиканского консула в ее невежестве, но еще и, можно сказать, подсунул ей «куклу».

Эта история часто пересказывается у нас за обеденным столом, в связи с чем, видимо, сегодня меня вдруг пробрало посмотреть мультфильм Конек-Горбунок и я  пришла к весьма любопытному заключению.
Златогривая кобылица в Коньке-Горбунке это не просто лошадь, а эротический символ.  При том, важнейший.

Продукт подавляемой сексуальности и даже воплощение glamour. Ни то, ни другое в СССР не находило себе выражения.





Мультфильм был снят в 1947 году, в скорости после того, как в СССР попала анимация Диснея. Диснеевские мультики стали  настоящим ударом по престижу советского синематографа  и сверху была спущена директива сделать немедленно  точно такое  же.

Разумеется, голливудское влияние в этом и других  советских мультфильмах  очень сильно,  и про это неинтересно. А интересно про то, что в простом, советском мультике присутствует мощный подтекст эротизма и самого настоящего old Hollywood  glamour. Может быть поэтому, тридцать лет спустя, мультфильм пересняли по просьбам зрителей (!!!) Версия, которую мы сегодня видим, это 1975 год с использованием эскизов 1947.

Я не знаю, как оно было в 1947, но в нынешней версии, вы меня извините, это не лошадь, это просто какой-то объект желаний. Вы посмотрите, как она движется, а как она валяется в траве.  Ведь это же неприлично!




А голос, каким она разговаривает. Это же низкий, гортанный обволакивающий тембр. Вы меня опять извините, но это длинношеее животное есть ничто иное, как old Hollywood glamour вообще и Вероника Лейк в частности, выраженая, привычным для творческой интеллигенции СССР, эзоповым языком.




Златогривая кобылица соответсвует трем важным компонентам  glamour: таинственность, эксклюзивность (штучность), недосягаемость.

Но в Голливуде это сочетание получалось при помощи технических средств: рембрандтовский свет, рисованые поверх негативов ресницы, а  в СССР во всей этой тех. оснастке не  оказалось  и нужды. Просто потому, что, чтобы передать ту же самую идею возвышеного эротизма, хомо сапиенса  пришлось заменить на субъект фауны.

О том, чтобы показать на советском экране такую женщину не могло быть и речи. Таким тембром и таким сексапилом могли обладать только сомнительные персонажи второго плана. Сделать ухоженую, красивую и обольстительную женщину положительным героем в советском кино было решительно невозможно. Порядочная женщина сексапила иметь была не должна.

Человечиху с таким зарядом на экраны просто не пропустили бы, а кобылу не заметили. Расчет был верен. Так к советскому зрителю проскользнул знойный, эротичный и возмутительно glamorous образ. Если Вы присмотритесь к златогривой кобылице повнимательнее, вы заметите и тонкие ноги фотомодели,и прорисованые ресницы и, наконец, изгиб шеи, который в фэшн-иллюстрации называется “attitude line.” (особый изгиб линии позвоночника, с помощью которого позе придается сексапил и уверенность в себе).

Интересно, что сам эпизод с кобылицей краток, зато вороные жеребцы – рисованые копии её самой, продолжают эпизодически появляться на протяжении мультфильма уже как реквизит, закрепляя в мозгу эротическое переживание оставленое златогривой дивой. Боже правый, какая тонкость  в передаче идеи! 





 

Опять пожалела, что я не не аспирант какой-нибудь, обязательно написала бы тезис на тему «Лошадь как символ подавляемой сексуальности и glamour в советской культуре.»

  • 1
Ты не какой-нибудь, но безумно интересно.
Может, в журнальчик какой отправишь, м?

(Screened comment)
мне таких твоих постов жалко.
украдет кто идею - и прощай)
я бы попробовала.
пришлось бы, конечно, чуть развернуть 2ю часть поста...
ты их под замок хотя бы...может, на книгу очерков наберется.

да они её все равно толком не разовьют. Так, помыкаются, потопчуться, да и дело с концом. :)

У меня у ребёнка есть "Конек-Горбунок". ТОТ самый. Обязательно пересмотрим, уже другими глазами.)

ТОТ самый, в смысле 47 года? Он вроде бы и не сохранился... Хотя интересно было бы посмотреть, как оно там выглядит.

Понятия не имею.Думаю , что конечно же не тот самый.

я ершовскую сказочку часто слушаю. И даже без видео-картинок и пр, в ней действительно есть сексуальный подтекст. так что голивудцы верно отразили, и раскрыли тэксказать.

ну, голливудцы тут ни при чем, у них там своих сюжетов хватало, Конька снимал рядовой советский режиссер Иванов-Вано.


А у Ершова, да, в тексте в сцене с кобылицей сексуальный подтекст уже заложен. После того, как Иван-Дурак кобылицу оседлал, она ему родила двух жеребцов и конька-горбунка.

твоя правда, Наташа! как интересно, спасибо за новый вгляд на старую сказку.

хаха, прекрасно! Я просто мультфильм совсем в другом ракурсе увидела :)

конспираси тиори. Подрывная деятельность врагов мирового пролетариата. :]

что только им не припишут! При желании - практически все :)

Как Вы замечательно написали, смотришь на мультфильм действительно другими глазами! Захотелось и о Веронике Лeйк побольше узнать!

да, так... что-то типа Юры Шатунова. Но, если зайдете в сообщество retro_ladies и пороетесь в тэге 40-е, там многие об ей напыщенно вздыхають.

По-моему, очень оригинальный взгляд и прекрасное изложение.

с новым годом! или он уже перестал быть новым? :)

Спасибо большое, Наташа. И тебя тоже. Пусть он будет ещё прекраснее предыдущего, в котором ты была суперзвезда.

Благодарю тебя, душа моя. Слишком ты ко мне добра.

Привет! И с Новым годом! :) Хотел было про изначальный контекст у Ершова написать - "коль умел ты усидеть, так тебе мной и владеть", ну да ты уже опередила. Сказки, вообще, очень сексуальный жанр, если глядеть внимательнее. :)

+1)
Это подробно излагает Пропп в книге "Морфология/исторические корни волшебной сказки")

это интересно,я посмотрю.

привет, с Новым Годом! Надеюсь, хорошо повеселились? Про сказку, да, я полдня провела изучая сказку и всё, что рядом с ней. Здесь так - кратенько набросала.

Все время вспоминаю Стамбул и скучаю по нашей поездке. Помнишь, как мы уголь активированые в аэропорту покупали, 40 пачек? :)

Конечно, помню! И уголь, и каштаны. И Стамбул - очень хорошо! Да и от идеи собраться на какую-нибудь подобную поездку, мне кажется, еще рано отказываться. :) Я, кстати, скоро в ваши края. Напишу тебе.

Ершов, так сложилось, для меня тема любимая. Именно книжка, о мультике даже и не знал до твоего поста. А текст, было время, наизусть помнил - весь целиком. Лет в 10. Таких больших текстов, и чтоб наизусть у меня всего два было. Сейчас перечитать захотелось. ;)

Повеселились скромненько на этот раз :)

Очень интересная трактовка!

Кстати,очень вероятно,что сказку написал именно Пушкин, а Ершов - так,для прикрытия.

Даже страшно подумать, что означает "оседлать конька-горбунка". Зато ориентация младшего брата не вызывает больше вопросов.

мне кажется, искусство как раз в том, чтобы в нужный момент перестать развивать ассоциацию. :)

Свободу ассоциациям! :)

Гыыыыыы.... :)))
Как сказали вчера в теле-юбилее "Симпсонов": "Nobody wants to admit that the main reason of Simpsons' popularity is that their eyes look like boobs".

do they really. Только если artaficial ;)

Еще подтверждение вашей идеи...

буквально позавчера по телеканалу "Культура" показывали спектакль "Конек -Горбунок" (братья Пресняковы и группа "Несчастный случай" по мотивам Ершова, МХТ им. Чехова, идея Табакова). Там кобылица и царь-девица вообще одно лицо. Это она его так проверяет прежде, чем замуж идти.

Re: Еще подтверждение вашей идеи...

Надо будет посмотреть. Интересно.

но они, наверное, тоже интерпретировали Ершова. Там в комментариях выше обсуждается, что уже в самой сказке заложен серьезный сексуальный подтекст.

Re: Еще подтверждение вашей идеи...

не просто интерпретировали, а полностью перессказали.

Много думала. Получается, что конек-горбунок - сын Иванушки.

(Screened comment)
Пожалуйста не произноси это слово у меня в журнале в русской транскрипции. НИКОГДА.

Надо же, какие сильные чувства вызывает словцо. Хорошо, не буду :) Забавно, что я им вообще-то почти никогда не пользуюсь, ни в каком варианте. Так, вырвалось по следам чужого поста.

Он ее еще так хорошо за попку держит, когда "катается" - все, ушла смущаться.

Багиру из Маугли вспомнила:))))))))

тоже интересная для диссертации тема.

Интересно.
Хотя ощущения были давно: в детстве для меня, например, Багира и Золотая Антилопа были именно "тетеньками". И эти коняшки тоже, только - по книге.
Кстати, в детстве аналогия с человеком проводилась как-то неосознанно. Предметом особого внимания были ножки и ноги(ну, копытца)."Какая тонкая щиколотка!"

Хотя по сравнению с обольстительной лошадкой, о которой говорите вы, Антилопа скорее..."комсомолка, спортсменка, красавица". Но глаза и ножки...
Еще подобные ассоциации вызывала Лиса (в некоторых сказках). Но она - почти всегда, плохая девочка. Кому ж придет в голову брать с нее пример?))

Photobucket
Photobucket
Photobucket

на снимке не Вероника Лейк, а Марта Стюарт под Веронику Лейк.
для демонстрации стиля конечно не особо важно, но это работа визажиста Kevyn Aucoin, есть в его книге Face Forward

экк.. поторопилась, надо было проверить. Сейчас заменю снимок. Спасибо за замечание.

да в самом деле очень-очень похоже, стиль передан безупречно.
мне кажется в таком же стиле был решен образ Ким Бесингер в фильме "Секреты Лос-Анжелеса".

Удачи в наступающем году !


Подскажите, пожалуйста, где можно почитать про "attitude line"?

  • 1
?

Log in