Previous Entry Share Next Entry
О судьбе шляпы в XX веке.
blumenfeld
natasha_laurel
Очень захотелось перевести главу про шляпы из биографии главной модистки Нью Йорка 40-х и 50-х годов, русской имигрантки и музы Владимира Маяковсго, Татьяны Яковлевой, известной в США как Tatiana of Saks.  Биография написана ее дочерью Франсин Дю Плесси, поэтому текст я перевела тоже от первого лица и общие мысли о судьбе шляпы переплетены с размышлениями Франсин об отношениях с матерью. Кто читает по-английски, лучше прокрутите вниз, я вставила под перевод английский текст, он красивее.




"...Ни одной вещи в нашем гардеробе не удалось достичь такой значительности, как шляпа. На протяжении человеческой истории головной убор служила арибутом сексуальности, авторитета и статуса; cамый первый и мощный сомвол власти, изобретенный человеком: фараоновы уборы, атев и уреем, арихиепископская митра, средневековая корона, гусарский кивер.   На голове же простого смертного и  граждан в штатском   шляпа служила знаком уважения и смирения в церкви, суде и в обществе.

Шляпы и шляпный этикет служили так же мощным орудием управления женской сексуальностью. В то время как богатая шевелюра на мужской голове была показателем сексуальной мощи и предметом зависти, женские распущенные волосы ассоциировались с промискуитетом (Мария Магдалена) или душевным расстройством (Офелия). На протяжениее всей истории цивилизованного человечества, от женщины требовалось ходить с покрытой головой, не только на людях, но и дома. Если не полномасштабные шляпы, то это были вуали, платки, чепцы, кокошники, в конце-концов.

До середины XX века женская шляпа, если только это не был вечерний головной убор, служила символом скромности и дама, выходящая из дома en cheveux , воспринималась как подозрительный субъект или простолюдинка. Шляпные оковы ощутимо ослабли между Первой и Второй Мировой, хотя еще с декаду после двух войн шляпа оставалась необходимыми элементом? если дама шла на деловую встречу или к воскресной.

Со слов культуролога Rosamund Bernier, которая так же была клиенткой Tatiana of Saks  «Для работающей женщины шляпа служила показателем статуса в табеле о рангах. Секретарши, прибывая на рабочее место, снимали шляпки, редакторы же оставались с покрытой головой на протяжение рабочего дня, уставившись в печатные листки ундервудов через вуаль. В первые же дни работы в Vogue мне посоветовали - хочешь задержаться , покупай шляпу от Татьяны. Шляпы эти стоили 95 долларов - недельная зарплата.»


Татьяна в мастерской, в Saks.

Не знаю, был ли мой священный трепет перед матерью обусловлен тем символизмом, строгим приверженностью к этикету и регламентированностью, которые несли с собой шляпы - плоды её успешной карьеры. Будь она, скажем, именитым дизайнером купальников как Madame Cole of California или шей она платья как Claire McCardell или Anne Fogarty, было ли бы ее влияние на меня столь же значительным?

Ирония судьбы в том, что моя карьера пошла в гору в тот же году, когда мамина подошла к концу. Весной 1965 года я отсылала первые рассказы в New Yorker, а по Tatiana of Saks зазвонили траурные колокола. Хотя она получала самые восторженные отзывы в ведущей нью-йоркской прессе, в Saks решили, что шляпный отдел стал убыточным и Татьяну уволили без лишних церемоний. Что меня больше всего поразило, это то, что за 23 года работы Татьяне ни разу не повысили зарплату и она ни разу о том не попросила. Нежелание касаться денежных вопросов было частично вызвано воспитанием Старого Света а, частично, ее уничижительной скромностью. Её шляпы могли разлетаться как пирожки, она все равно считала, что не приносит достаточно прибыли. Так великолепная Татьяна ушла на пенсию с той же зарплатой, с какой ее приняли за 25 лет до того как свежеприбывшую иммигрантку, 11 тысяч долларов (1965 год). Более того, ей даже не полагалась пенсия и, когда отчим (Александр Либерман – арт директор Vogue) набрался смелости и вызвал шефа Татьяны, Адама Гимбеля на разговор, тот сказал: «она ; маркиза, да и у тебя, как известно, дела идут хорошо.»




Причины татьяниого упадка кроются в переменах, происходящих в обществе в начале 60-х. Исчезновение шляпы – короткая главка в истоиии европейской моды, была подготовлена бескончным количеством социо-экономических факторов. Вот лишь краткий список оных: процесс демократизации, начатый Кеннеди (первый кандидат в президенты, в истории Америки, баллотировавшийся без шляпы); первые мощные толчки феминистического движения, громогласно протестующее против диктата моды, растущий культ юности (не ведомый до 60-х), подростки и отроковицы всегда были  освобождены от ношения шляп, как сексуально незрелые (прим. Перрит.


К концу 60-х единственные персожани, выявляющие интерес к головным уборам были представители контркультуры. На смену элегантным шляпам пришли камуфляжные береты че гевары, и налобные повязки и тесемки, символизирующие симпатии к угнетенным народам. Головной убор стал символом левых настроений.

Сколь бы экзальтирована ни была сама Татьяна, в стиле она всегда придерживалась элитарной сдержанности, соблазнительной, но очень скромной женственности.  И ничто не могло раздражать ее больше, чем беспардонная, эгалитарная чувственность, сопровождающая закат шляпной эстетики. Страницы модных журналов, с юных лет служивших для нее библией пестрили этой новой эстетической доктриной. Похотливые валькирии Гельмута Ньютона и снимки Деборы Турбевилль словно бы мастурбирующих девиц.

Я помню, как, спустя несколько лет после выхода на пенсию, она тихонько вынула маленький альбом со снимками своих работ и хотела пролистать его вдвоем со мной.  То были снимки Хёрста Б. Хёрста и Джона Роуллингса трогательной и холёной Джин Патчетт в татьяниных творениях – очаровательных канотье, бретонках и токах и задумчиво спрашивала, ну неужели женщины не хотят, чтобы вещь украшала, как украшали мои шляпки..

У меня сердце сжимается всякий раз, как я думаю о том  что испытала Татьяна в последнюю пятницу на работе и в первый понедельник, когда ей уже нужно было туда идти.. Ей было всего 51 и она была полна вулканической энергии и работоспособности.

Если бы прожить жизнь заново, насколько чаще я бы навещала её, чтобы только лишний раз вслух восхитилась её карьерой и похвалила бы ее шляпы... . "


****

А как бы я хотела, чтобы это портфолио Tatiana of Saks  появилось бы где-нибудь в виде красивого каталога. В НЙ когда-то была выставка её работ, но   издания я не нашла.  Только собрала несколько снимков  Jean Patchett тех времени и фотографов, на которых с очень большой вероятностью могли бы быть Татьянины шляпы.


 

 
Здесь английская версия текста, кто хочет.

 

Tags:

  • 1
Чудесно! Шляпы страстно люблю.

какое-то было культурологическое исследование, в котором утверждалось, что головные уборы получили распространение во времена, когда лишний раз помыть голову было сложно, и, соответственно, постепено потеряли свою актуальность, и отошли в прошлое, когда с теплой водой и шампунем проблем не стало. Вполне стройная теория, пожалуй.

ну, судя по тому, в каком состоянии голова у современных американских подростков, шляпа должна вернуться. :] хотя, я так понимаю, что бейсболка и иже с ними вполне suffice.

А я бы не хотела целый день сидеть в шляпе! Шевелюру-то иногда возникает желание убрать куда-нибудь подальше...

кстати, да:) Ну, я все равно нежно люблю свои кепи с козырьком, каскетки, и соломенные шляпы, несмотря на.

Как здорово, что ты это написала :).

Обожаю шляпы, кепи, папахи)! Так не хватает их на московских улицах. Ходила на рфв в шляпке. Армен Ерицян и Виолетта Литвинова пригласили на показ шляп 24го. Надеюсь сделаю пару снимков. Фото Пенна снизу по центру любимое.

Приятно прочесть про Татьяну Либерман - удивительная была женщина:)
У моей мамы сохранилась шляпа, которую она ей давно подарила в НЙ , и черное пальто...

ого. А можно это как-то увидеть?

очень вдохновляет! Спасибо!

У меня есть такое ощущение, что в каком-то посте была подборка старых фильмов, которые must see. А было ли что-то такое касательно книг по истории моды? Все то, что вы сами прочитали, и что поселилось на вашей полке как all time favourite books?

да, было такое, действительно, с фильмами. Сделаю список книжек, которые меня тронули и продолжают трогать и повешу обязательно.

Спасибо! Думаю, многие тоже будут благодарны^^

Наташа, с возвращением! Ты чудесный переводчик и прекрасный писатель. Прочла всё с большим удовольствием, и про шляпы и про Италию.

Заходи в гости, покажу маленького мальчика. Это, конечно, не шляпа от Татьяны фром Сакс, но тоже не баран чихал:)

Я Мариэтте про тебя скажу.

смеялась! Мы обязательно придем. Можно в воскресенье?

Наташа, извини, пожалуйста, но в это воскресенье никак на выйдет. Можно в будний день вечером, если вам удобно.

я позвоню тогда.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account