?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Мариус Петипа
blumenfeld
natasha_laurel
На выходных смотрели фильм Анна Павлова, который я привезла из России. Фильм в принципе не особо, но для тех кто любит балет и давно отошел от дел – самое то, что надо. Как правильно охарактеризовала его francesca_, набор движущихся картинок. Идеальное кино для иностранцев. Но фильм 83 года, ни о каких иностранцах тогда не могло быть и речи, так что просто – не получилось. Но я все равно плакала и переживала. Просто я очень люблю балет, Анну Павлову и последний раз смотрела это кино в 5 классе, зимой, когда сугробы были большими и у меня случилась ангина. Я пропускала школу и по ЛТ днем смотрела это кино.

Фильм кстати снял Эмиль Лотяну (Табор Уходит в Небо) так что сцена с цыганами получилась самая убедительная. После просмотра я полезла в книжку Юли Яковлевой «Азбука Балета», да так увлекалсь, что захотела вот всю ее вам тут процитировать. Всю не буду, а только про Мариуса Петипa. Мариус Петипа – балетмейстер, развивавший руский балет в конце XIX начале XX века. В его постановке дебютировала Анна Павлова.





".....Вообще-то Петипа не силен был рассказывать истории про людей и отношения. Хотя такие истории ему и нравились. Он легко выдумывал затравку. Но, должно быть, усидчивости не хватало, чтобы развить события. Поэтому Петипа подворывавл готовенькие сюжеты у старших по возрасту хореографов, которые умели. Человек он был совестливый. И чтобы кража не брослаась в глаза, старался все линии уркаденного рассказа изогнуть и переплести. В итоге даже из простой и страстной истории получалась такая ахинея, что у самого Петипа начинала болеть голова. Он тогда рисовал на бумаге кружочки, которые обозначали героев, потом проводил стрелочки, которые обозначали отношения и родство, а потом бросал карандаш и говорил сам себе: «ну все, ладно, - пойду-ка я лучше танцы посочиняю» а жена тем временем, в тайне от мужа, выгребала всю эту макулатуру из его порядком захламленной комнаты.

Жили они мирно. Только чистота в доме поддерживалась с трудом. Петипа все тащил в дом. И чаще всего – всякий мусор: фантики, открытки, марки. Обертки, картинки из журналов, - в очень больших количествах. Дело в том, что Петипа безумно любил путешествовать. Только к сожалению почти никуда не ездил – не отпускали с работы. Открытки, марки, фантики, обертки он собирал только такие где были изображены дальние страны – необычные дома, предметы, животные, птицы, корабли, пейзажи или люди. А еще вырезал картинки из иллюстрированных журналов про путешествия, открытия и географию – и для этого выписывал на дом почти все, что публиковалось тогда по-русски и по-французски.
Он любил вечерами зажечь лампу и сортировать все свои бумажки аккуратно по папкам. Хотя и не всегда справлялся с потоком информации – потому что то спектакль вечером, то репетиция.
На каждой папке было написано какое-ниюудь странное название: «Мавританка в Испании» или «Царь Кандавл», - Петипа чаще всего еще сам не знал, что это будет за спектакль. Но все свои самые лучшие балеты он сочинил, разглядывая вот такие коллекции фантиков.

У него было весьма живое воображение. Как-то, например, он унес у жены из ванной к себе в комнату обертку мыла «Клеопатра» - там были нарисованы две древние египтянки с опахалами. Петипа стал раздумывать, кто эти девушки, как их звать, какие отношения, что сказала эта, а та ей в ответ... Потом разгладил обертку нгтем, положил в папку и написал: «Дочь фараона».

В итоге правда две египтянки у него всего лишь танцевали в спектакле маленький танец, а весь балет вышел длиной часа в четыре и совсем про другое.

Просто когда Петипа рассматривал всякие картинки, у него столько мыслей и впечатлений всегда возникало, что он даже не мог их выразить по очереди. И поэтому просто сваливал в спектакль все вещи, которые ему чем-то понравились или удивили. Обычно получалась куча-мала.

А вот истории про любовь и жизненные драмы у Петипа не очень получались. Потому что у него самого жизнь была спокойная и счастливая. Не было повода задуматься о чем-то мрачном. Петипа сочинял про людей обычно балеты-сказки. Но и то, не слишком переживая за героев. Иногда он впопыхаха кого-то убивал, но потом забывал про это и через несколько эпизодов как ни в чем не бывало выводил этого героя опять на сцену. И тогда приходилось срочно приделывать к спектаклю какую-нибудь волшебную палочку или шапку-невидимку – чтобы объяснить публике, как такое могло случиться.
«Бядерка» - яркий тому пример. Во-первых, история любви, предательсва, ненависти и мести укардена у Филиппо Тальони из «Сильфиды». Во-вторых, нечеловечески запутана. Коротенькую мелодраму, которую сочинил Тальони, Петипа растянул на четыре часа. А в третьих, спектакль до отказа набит всякой индийской чепухой – там ее больше, чем в магазинах «Ганг» или «Путь к себе».

Наверное, у его жены был шампунь «Нектар Кришны», или что-то в этом роде."

(с.) Юля Яковлева.


Tags:


  • 1
О! Ты в Ленинградском Балетном училище занималась???

нет. :( если бы занималась, моя жизнь могла бы сложится по-другому.

  • 1