Вчера на выставке Анни Лейбовиц отметила её комментарий к фотографии матери. (Я очень люблю читать комментарии художников, воспоминания режиссеров, писателей.. ) Рассказывая о снимке,
Лейбовиц отметила, что мама не улыбается и что это нетипично. В детстве их всегда заставляли улыбаться на семейных фотографиях и Лейбовиц это очень тревожило, ведь улыбки получались неестественными. Боже мой, как я ее понимаю. Я довольно меланхоличный по натуре человек и состояние задумчивости для меня самое естественное. Улыбка для меня нетипична, а на фотографиях особенно.
Из четырехсот фотографий за фотосессию обычно только сорок-пятьдесят, на которых я улыбаюсь. Половина из этих пятидесяти по наущению «улыбнись». Дай Бог если одна – удачная. Вчера на выставке я вдруг поняла какая же это для меня пытка – улыбаться перед камерой и поймла себя на мысли, что тайно радуюсь, что Лейбовиц, оказыается, испытывала то же самое.
Еще интересный комментарий был к ее снимку Аведона. На фотографии Аведону 74 года, он очень переживал, что уже так немолод и как выйдет фотография. Когда фото уже появились, он прислал ей записку: “thank you for taking care of me”
В сопровождающем снимок комментарии Лейбовиц даже немножко сетует, отдавая должное таланту Аведона «разговаривать» людей. Как быстро он умел нащупывать в людях нужные кнопки. Едва встретившись с Аведоном, модели незаметно для себя начинали что-то увлеченно рассказывала о своих интересах. В тот момент когда человек увлечен рассказом, Аведон выхватывал все самое интересное в мимике, ловил самые красивые черты, самый яркий ракурс личности. Поэтому такие фотографии...
- Я не умею – говорила Лейбовиц – get so engaged with my model. Ту же самую ошибку я допускаю с детьми. Я могу ими только молоча любоваться. Поэтому у меня всегда присутствует некая отстраненность.
Как я ее понимаю.