Natasha Laurel (natasha_laurel) wrote,
Natasha Laurel
natasha_laurel

Category:

Вертиго, 1958.




Вчера исполнилось 50 лет Хитчкоковскому фильму Vertigo. В Stanford Theater был всего один сеанс. Я спешила придти к самому началу, чтобы увидеть заставку. Заставку к Вертиго делал John Whitney, отец-основатель компьютерной анимации, это была одна из его самых первых работ.
Очевидно, что увидеть заставку хотела не я одна, так как, когда мы пришли, зал был полон, сесть уже было решительно негде, пришлось забираться под самый потолок.
Vertigo (Головокружение) это suspense, психо-триллер, жанр, который меня лично интересует менее всего, но все-таки фильм такой важный, поэтому пошла.

Сюжет его таков: Полицейский Скотти, (Джим Стюарт) выходит на пенсию в следствие проф.непригодности. На задании его напарник срывается с крыши и на глазах Скотти разбивается насмерть. Теперь у Скоти даже от малейшей высоты начинается головокружение. Его приятель уговаривает его последить за женой, у которой наблюдаются суицидальные наклонности. Скотти сначала по долгу службы, а потом по зову плоти следует за женой по всему Сан Франциско, пренебрегнув преданной ему подругой. Когда вверенная его заботам жена все-таки погибает, Скотти, пережив псхическое растройство, находи ее двойника и все повторяется.


Грубый Шура совершенно самостоятельно узрел, насколько Основной Инстинкт снят/заимствован/навеян Vertigo. О том, как Вертиго действительно послужил базой для Основного Инстинкта можно подробнее почитать в Википедии.


Ким Новак, Вертиго (1958) & Шарон Стоун, Основной Инстинкт (1992)



Еще в киношных блогах я нашла интересное сравнение Vertigo с другим фильмом того же периода Peeping Tom, (1960). Фактически оба фильма о девиациях сексуальности (хотя, смотря Вертиго сегодня, в это трудно поверить) «Peeping Tom» , я так понимаю, был бы более понятен совреенного зрителю. Он о человеке, которого отец в детстве использовал для своих психологических экспериментов, изучая страх и как потом Том, не в силах преодолеть наследие детства, оборачивается серийным убийцей. Тогда, в 1960-м он вызывал волну гнева и отвращения и немедленно был предан забвению. Просто он появился за 30 лет до своего времени, сегодня это был бы нормальный Основной Инстинкт. Хичкок, который так же освещает проблему сексуальной девиации подошел к сюжету более осторожно и «выжил», хотя, когда Vertigo только вышел на экраны он был принят не очень хорошо. Сейчас очень трудно поверить, что Вертиго это смелый, эротический фильм, затрагивающий самые темные стороны человеческого сознания. Но для 1958 года он действительно был таковым.

Еще я, конечно же, смотрела во все глаза, потому что костюмы для фильма опять делала Эдит Хэд, о которой я уже столько раз писала. В Vertigo можно в больших количествах наблюдать хичкоковский серый костюм . (Hitchhockian Grey Suite), ставший именем нарицательным на Ким Новак. Хичкок взял на роль Веру Майлс, но она забеременела, поэтому уже после начала съемок пришлось искать другую актрису. Ею стала Ким Новак, которая неневидела серый цвет, ее насилу уговорили на серый костюм. Уговаривал сам Хичкок.






Ну и наконец, хождение по местам Сан Франциско, где снимали Вертиго это почти такой же культ как маршруты Раскольникова в Питере. Вообще, может послужит как вариант путеводителя, если вы приехали в Сан Фран на пару дней. Для лучших результатов сначала, конечно, лучше посмотреть кино.


1. Mission Dolores, на углу Dolores и 16 street.




2. Музей Legion of Honor






3. McKittirck Hotel был на перекерстке Eddy street & Gough, сейчас там церковь.


4. Церкви нету, сгорела.



5. Blockebank Apparments, 1000 Mason street, рядом с отелем Fairmont.





6. Fort Point Золотого Моста



7. Квартира Скоти на Lombard Street, 900. Дверь перекрашена, но звонок и почтовый ящик все те же.



Есть еще окрестности, можно посмотреть вот тут: Оттуда же и эти фотографии.



Там не отмечен книжный магазин, где происходит одна из сцен. Этот магазин существует до сих пор, это Argonaut на Sutter street. Магазин, с тех пор как его облюбовал для съемок Хичкок, переехал, но там сохранена та же обстановка и даже хозяин его по-моему сын того, кто там был, когда снимался фильм. В фильме он называется по-другому.

В целом, Vertigo – не моя чашка чаю. Следя за женскм персонажем, я не могла отделаться от ощущения, что перечитываю Тэффи, Демоническая Женщина: "....Кавалеру, провожающему ее с бала и ведущему томную беседу об эстетической эротике с точки зрения эротического эстета, она вдруг говорит, вздрагивая всеми перьями на шляпе:
- Едем в церковь, дорогой мой, едем в церковь, скорее, скорее, скорее.
Я хочу молиться и рыдать, пока еще не взошла заря.
Церковь ночью заперта.
Любезный кавалер предлагает рыдать прямо на паперти, но «она» уже
угасла. Она знает, что она проклята, что спасенья нет, и покорно склоняет
голову, уткнув нос в меховой шарф.
- К чему?...."


Но как познавательный материал и знаковое кино – очень интересно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments