?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
родина скволь призму искусствоведенья.
blumenfeld
natasha_laurel

Простудилась  я, сидя на лекции по истории искусств.  Холодно в помещении, даже мой портативный обогреватель не спасает. Но  опять пойду. Тяга к прекрасному сильней.

 

Лекции эти – частная инициатива, проводятся в «клубной»  комнате одного квартирного комплекса. Ведёт лекции русский профессор....   Русского профессора зовут Борис Моисеевич Бернштейн. ББ родился в Одессе.  Ушел на фронт в 41-ом, демобилизовался в 45-м, в Ленинграде.   Закончил историю искусств в ЛГУ, в 1951 попал в в Тарту, где и проработал до конца столетия, после чего иммигрировал к нам.

 ББ рассказывает о незамысловатых вещах:  от  древнерусского искусства до передвижников и обратно. И от фаюмского портрета  к импрессионистам и обратно. В принципе можно взять книгу «Сто Великих Картин» и почерпнуть там все те же знания.  Но язык.  Я нигде больше не слышу этого языка. И давно не слышала, с институтской скамьи, где у нас была пара преподавателей,  излагавших  столь же изящно.  

Иногда  ББ  делает лирические отступления о своей бытности искусствоведом в СССР, что, конечно, эксклюзивная  информация. На лекцию ходит человек двенадцать.    Многие в Долине знают про ББ, но не ходят. Кто-то жалуется на аудиторию.  Мол, аудитория так себе, вопросы задают идиотские,  хочется кинуть тапком.    Я согласна, мне тоже хочется.   Но даже если бы аудитория была в три раза тупее и задавала бы  вдвое больше идиотских вопросов,  бы ходила исправно..   Потому что язык и кружево знаний,  естественное и прекрасное – лёгкое скольжение  из века в век, из стиля в жанр. Боже мой, да ни одна симфония не звучала для меня столь божественно, как повествования  ББ.    Человек феерически  динамичный. Минувшим летом вотще перерыла интернет в поисках  романа  «Камень и Боль», о Микеланжело  и  бросила ББ молящий имейл, нет ли у него.  Через десять минут он ответил,  что у него нет, но есть в библиотеке Беркли, вот ссылка..   

Если в радиусе ста километров от меня живёт человек, который в 1945-м вывозил из Германии журналы по искусствоведению гитлеровской эпохи,  а  в 2008-м способен  за десять минут  отыскать   что-то в интернет каталоге библиотеки Беркли,   желание слушать его  не перебьют у мне  даже имбицилы, не то что пара негламурных эмигрантов, спешщие  показать, всё, что они  на своем веку  почерпнули.   

С месяц назад  ББ поддался на провокации посвятить пару лекций советскому периоду.  Ведь сам он оказался свидетелем множества исторических событий, большинства из них -  печальных. Не только война, но и послевоенная травля  в ЛГУ, когда выжимали и сажали профессоров, травили Пунина и Гуковсого, у которых  ББ студентом слушал лекции .  Так что  последние два понедельника мы слушаем об изнанке советской художественной жизни.  

Не забывается мне судьба  профессора  кафедры истории,  Гуковского Матвея Александровича, специалиста по Италии эпохи Возрождения, который  «своим скрипучим голосом сканировал Италию   годов тысяча четыреста....  методично шел год за годом, с доскональным знанием паутины дат, имен,  событий...» 

 Его  и его брата, литературоведа, Григория Александровича  посадили в рамках борьбы с космпополитами.   За пять лет разогнали весь штат ЛГУ:  кого сослали,   кого изгнали в братские республики.   Весь профессионализм вытерли подчистую.   Им на смену приходили  доценты, свежие аспиранты – без науки , без знаний,  гладкие как нули.  

Cлушаю и  сердце щемит, потому что я это наблюдала. В геометрической регрессии, но оно же.  С 1995 по 2000 в нашем институте  всё происходило по той же самой схеме.  Не  сажали только   потому, что инфраструктуры не было. Но  выдавили лучших профессоров, нескольких с инсультами.   И уже в который раз мне подумалось,  что  от  90-х,  (да и от дня сегодняшнего)   до 30-х, по сути-то рукой  подать. Да что там рукой. Достаточно одного движения мизинцем. И общество подхватит, понесет.    Одобрит.

Вчера застала в жж случайный  диалог, как  девушка расправшивала  мою  френдэссу, как та  уехала в Канаду.   Как устроилась? Не жалеет  ль? И  добавила, я, мол, тоже подумывала-подумывала уехать,  да так и не решилась.

Я вот тоже все подумывала-подумывала остаться в России,  да так и не решилась.     

.



 
 


Вы молодчина. Я в детстве страшно завидовала друзьям, которые ходили в КЮИ при пушкинском.

а что препятствием послужило, чтобы ходить?

Лекции у него действительно прекрасные.

Как чудесно!Обожаю искусствоведение..
Но все-таки тяжело представить такое - насовсем из России уехать..

а что там такого специфического, в России, что из нее так уж и не уехать? Вест мир ездит и переезжает, по работе, по учебе, к супругам, да и просто так мир посмотреть. Что в этот страшного?

В 1990 году, когда я была на последнем курсе филфака, самые интересные студенты с исторического, филологического и философского факультета обьединились и обшими силами организовали на целый год лекции самых интересных профессоров разных специальностей на тему культурной антропологии на перекрестке всех этих гуманитарных дисциплин. Я ходила целый год и все это вылилось в организацию кафедры культурологии. Меня как раз там оставили и я преподавала античную литературу с точки зрения культурной антропологии студентам технических специальностей - мы выбили эту возможность вместо истории КПСС..Понятно, что все наши "преподаватели" были молодыми интересными аспирантами, один кандидат философских наук был..

Тем временем кафедра Истории КПСС в университете мобилизовалась, напряглась и использовав все наши идеи, официально себя зарегистрировала как кафедра культурологии - ведь у них было необходимое количество и докторов и кандидатов наук по истории КПСС:(, чтобы официально открыть кафедру..
Так пропали и кадры и мозги..
Было несколько прекрасных, интересных лет в университете, но я тоже не решилась остаться в России..Не в науке, по крайней мере..

узнаю брата Колю. ;[

(Deleted comment)
лем... семьдесят.

Re: Роман «Камень и боль»

спасибо. :)

Насколько я поняла, он на русском преподаёт?

Да. Он говорит по-немецки, по-польски и довольно сносно по-эстонски и, вообщем-то понимает англйиский довольно неплохо, но преподает по-русски.


(я могла что-то напутать с языками, но то что он говорит на нескольких европейских языках - это абсолютно точно)

а мне вот интересно - он как рассказывает, по кругу? Потому что за те восемь лет, что я здесь, да каждый понедельник - у любого искусствоведа новые теиы лекций должны были бы истощиться...

да я ж вроде написала черным по белому, что, да по кругу.

от древнерусского искусства до передвижников и обратно. И от фаюмского портрета к импрессионистам и обратно.

А можно подробнее о лекциях? Где и когда? И как на них попать?
Заранее спасибо.

там очень холодно. Помните об этом. По понедельникам, в 8 вечера, в районе Middlefield and Moffet. Mt. View. я адреса не знаю, езжу "на глаз". Через понедельник напомните мне.

Какова мотивация была при выдавливании кадров в 1995-2000 годах?
Со сталинскими временами все понятно: борьба с евреями и систематические профилактические чистки.

да таже самая, что и в тридцатых. Профилактические чистки эти были просто удобное орудие для достижения мелких личных выгод. Можно подумать, что прям убежденные антисемиты там боролись. Так, шентропа одна, как и в 90-х, как и сейчас.

Его печатают в России, кстати. Недавно совсем наткнулась на его разгромную рецензию в одном журнале об искусстве. Громил хорошо так :)

да, у него несколько книг есть. В том числе и на эстонском языке. :)

И я вот подумывала-подумывала остаться в России, да так и не решилась. В прошлом году съездила в Москву впервые после 10 лет отсутствия, охнула, вздохнула глубоко и с облегчением вернулась домой. В Германию.)

В детстве бегала на лекции по искусствоведению в Пушкинский музей. До сих пор с удовольствием вспоминаю.


Это моя мечта - походить на лекции по истории искусства. Думаю, так мечтой и останется.

искал в сети о БМБ и наткнулся на этот Ваш старый пост.
спасибо Вам за такие точные и добрые слова.
очень жалею, что побывал всего на нескольких его лекциях.
замечательный был человек.
r.i.p.