Natasha Laurel (natasha_laurel) wrote,
Natasha Laurel
natasha_laurel

Category:

вскрснь.

Начитавшись всласть Салтыкова-Щедрина, мы отправились в парк, танцевать свинг. В Голден-Гейт парке по воскресеньям, последние десять лет с полудня до трех танцуют свинг. Так что, если вы в Сан Франциско проездом – это одна из достопримечательностей. Not to be missed.











А в шесть вечера мы уже были на пирсе № 50, в баре Джелли, где тоже последние десять лет, только сальсу. Между свингом и сальсой обедали у друзей. Разговор зашел о Депеш Мод и посредством ускользающих ассоциаций мы перешли к Термену. Термен частично ответственен за моё появление в Силиконовой Долине, но, главным образом, это русский инженер, который в начале 20-х годов изобрел Терменвокс, основоположник электронной музыки. Судьба его неожиданна и печальна.


Лев Термен родился в России и обнаружил небывалый инженерный дар, за который был почитаем и в дореволюционной России и в после. в 20-х годах он оказался в Нью Йорке. По одним источникам, скрываясь от советских властей, по другим – работая на советскую контрразведку. Как человек совершенно неординарный он находился в самом центре событий арт-декошного Нью Йорка. Тогда же женился на известной черной танцовщице. Сразу же после такого брака двери артдекошного Нью Йорка для него закрылись. Сейчас трудно себе такое представить, но, по сути, все это было так недавно.

В тридцатых Термена насильно увезли из Нью Йорка в Союз. Он просидел в лагерях семь лет. После лагеря Термен работал в московском НИИ, старшим помощником младшего дворника.. Уже будучи совсем стареньким, приехал в США, где его считали погибшим. Приехал, потому что в Москве его узнал американский журналист. Получил американскую премию за вклад в НТП. Широко известен в узких кругах.

Когда Жан Мишль Жар прибыл в Москву в 80-х со своим феерическим шоу, он был в шоке, что никто даже не знал о том, что терменвокс изобрел русский инженер Лев Термен. "Папа" электронной музыки умер в тот год, когда я её для себя открыла. О самом Термене я узнала в США. За него и за многих других я ненавижу составителей советских учебников.

Термен всегда волновал меня, в первую очередь, как неуспокоившаяся иммигрантская душа, но так же еще вот почему. В ходе музыкальных экспериментов с танцевальной труппой в Нью Йорке, Термен пытался изобрести инструмент, который реагировал бы на шаги танцоров. То есть такая система музыкальности, когда не танцор движется под музыку, а музыка и танцор равноправны. Танцор своим движением эту музыку создает.

Эксперимент не удался, но мне интересно вот что. Сама по себе идея не абсурдна. Более того, она даже не нова. Это древний африканский ритуал. Происходило все так: племя собиралось вокруг барабанщика, кто-то один выходил в круг и посредством танца излагал, что произошло с ним за день или обращался с воззванием к богам. Барабанщик отвечал ему композицией. Между ними налаживался диалог. Барабнщик стучал, танцор отзывался и наоборот. То есть ритм не был главенствующим, он сосуществовал с человеческим движением.

Так вот, меня всегда ужасно интересовало, Термен знал об этой древней практике или интуитивно набрёл на идею?

Так или иначе народная музыка – могуществена.

**Вечером ходили на концерт Бреговича. Кажется, это его первый приезд в США. Народная музыка могущественна- два. На первой песне народ притопывал ножкой, на второй, зрители, побросав сумки и ценности, с младенцами на руках, ринулись к сцене. В толпе мелькали беременные женщины. Я думала о том, что вся мощь сербского противостояния туркам и австро-венграм сделала эту музыку такой могущественной.

Порода.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments