?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О роли ковбоев в антропологии русского стиля.
blumenfeld
natasha_laurel


Вы не поверите, впрочем, я сама себе не верю. Я сейчас посоветовала клиенту носить джинсы с вышивкой и заклепками. Ну, хорошо, может быть не посоветовала прямым текстом, но к мысли этой подвела.


Сомнительность моей рекоммендации состоит в том, что джинсы с декоративными заклепками и вышивкой есть один из самых мерзких и долгоиграющих пережитков постсоветской сарториальной разрухи.

Я всегда недоумевала, откуда у русских женщин такая тяга к вышивкам и заклепкам на джинсах? То и дело встречаешь вполне элегантно одетых особ, скажем, кашемировый свитер, аккуратные гвоздики из черного жемчуга в ушках, на плече сумка из матовой кожи без всяких лого, но, скользните взглядом и внизу вас ждут джинсы с хохломой. Почему? Неужели так сильны славянофильские настроения? Отнюдь-с.

В ходе работы с последним клиентом, у меня в сознании перелопатился целый культурный пласт и среди осколков и артефактов нашелся, кажется, ответ.

Моя героиня была похожа на Дженнифер Грей из Грязных Танцев. Само по себе это сходство нам ничего не дало, потому что, кроме как в Грязных Танцах Дженнифер нигде не засветилась, а, если и засветилась, но это свечение прошло мимо меня. Но какая-то польза от звезды Грязных Танцев все-таки была, так как она задала общее направление. Оставалось нащупать образ невинного и строптивого, босоногого дитя, при том, достаточно общий, чтобы из него можно было постоянно черпать идеи. Шаг за шагом, мы пришли к образу cowgirl. Подбирая фотографии, я наткнулась на Мадонну в ковбойском амплуа и тут я всё поняла.


Я поняла, что это не славянофильство, а самый  настоящий западнический крен, т.к. вышивка на джинсах и заклепки есть проявления ковбойского стиля. Не то чтобы я этого совсем не знала. Скорее, не замечала,  просто потому, что никогда предметно не интересовалась ковбойской эстетикой.

Когда же я размышляла об антропологии постсоветской манеры одеваться, то, естественно, что ковбои были последним, что приходило на ум. И напрасно. Потому что латентное ковбойство среди русских женщин оказалось пугающе распространено. При том, остальные компоненты их туалетов выражают жесткий урбанистический настрой. Т.е. снизу эти дамы одеты так, словно собрались скакать в пампасах, а свеху - чтобы пить мартини в закрытых клубах и покупать киви в элитных супермаркетах. Почему именно эта комбинация, пока что неясно. Но эту неясность я собираюсь сейчас устранить.

Я хочу открыть вам маленькую тайну. У меня тоже были "ковбойские" джинсы. Нет, они были без вышивки. Зато на них была шнуровка от тазобедреной косточки до щиколотки. Тоже не баран чихал. Хотя купила я их, уже проживая в Лос-Анджелесе, т.е. в самом центре ковбойской эстетики из которой вырос более разжиженый и более знакомый европейскому глазу стиль California casual, довести этот образ до ума я тогда не умела, по той простой причне, что ковбойские джинсы никак не выражали мой внутренний мир и совершенно не соответствовали моей внешности. Что же двигало мною при покупке этого чужеродного наименования? Я копнула глубже и вскрылось следующее.

В нежном возрасте пяти лет я была влюблена в Мальчиша-Кибальчиша. Любовь моя выражалась довольно замысловато. На прогулках с родителями я бежала впереди, представляя, что скачу во главе эскадры на коне, с саблей наголо (конь это современная интерпретация, в тот момент воображение рисовало мне оленёнка. Это был совершенно конкретный оленёнок из груды игрушек, резиновый,  со спинкой в крапинку. Не исключено, что мой пятилетний мозг еще не улавливал разницы между лошадьми и оленями). При этом - ВНИМАНИЕ! - я представляла, что я и есть Мальчиш-Кибальчиш.

На голове, при этом, у меня неизменно была надета красная лыжная шапочка, с двумя помпонами, которую папа в порыве омерзения называл «плевок». Почему-то мне казалось, что в красном плевке убедительнее. Может быть, на моё пятилетнее усмотрение "плевок" был равнозначен папахе Кибальчиша? Чем именно являлся этот фантазийный рецедив - всепоглощающей любовью, обернувшейся стремлением растворится в объекте страсти или банальным проявлением нарциссизма я так и не поняла.

Но я поняла другое. Что этот эпизод есть начало логической цепочки, одним из звеньев которой являются джинсы со шнуровкой по всей протяженности внешней стороны бедра...

Как я уже сказала, ковбойская эстетика не была созвучна с моим стилем и внутренним «я». Но в те годы я еще не мыслила такими категориями как «образ», «стиль», а просто интуитивно тянулась к более гармоничным для моей внешности топам. Ну а, так как джинсы-то  уже были куплены, под влиянием детских переживаний,  то  и конечный ауифит  выглядел как  подросшая версия «в шапочке, с саблей и на оленёнке».

С тех пор прошло почти десять лет, за которые я стала гораздо более осмысленно подбирать гардероб, но, именно благодаря славному прошлому, мне теперь хорошо заметны хитросплетения посторонних сарториальных либидо.

Туалеты большинства русских женщин от 20 до 60 выглядят как продукт белого шума, характерный для неокрепшего пятилетнего мозга. В толпе американцев и европейцев я легко выделяю  соотечественниц по вот этому вот «в шапочке, с саблей и на олененке..» Однако, лишь на прошлой неделе я поняла, что эта необъяснимая «хохлома» на джинсах, к которой я последние 10 лет испытывала столь сильное отвращение есть ковбойская компонента. И она нас роднит.

Однако, почему нас роднит не хохлома и палех, а именно ковбойская эстетика? Какие потрясения лежат в основе сарториальной какофонии моих соотечественниц? Неужели все, как одна, страдали от безответной любви к Мальчишу-Кибальчишу?
Скорее всего, всё намного проще и оптимистичней. Так как одними из первымх проявлений западной культуры были фильмы про Крокодила Денди и Индиану Джонса, то и образы из этих фильмов стали символом нового, благополучного и раскрепощенного существования, наполеного так же  супермаркетами, киви и мартини... (хотя, строго говоря, ни тот, ни другой не носили джинс с вышивкой, они ходили в кожаных штанах, но это все равно был вестерн, знакомый и советскому зрителю).

И вот, вчера я впервые за десять лет взглянула на джинсы с вышивкой с любовью.
На самом деле, в чистом виде кантри это совершенно очаровательный и трогательный стиль, если, конечно, на соответствующую девушку и не перемешаный в равных пропорциях с реминисценциями из рабыни Изауры и Санта-Барбары.

Ну а теперь, кто дочитал, сознавайтесь были  ли у вас джинсы с "хохломой" или еще  чего ковбойского?


  • 1
В 8 классе на КВН я подготовила псевдо-ковбойский танец под вот эту душевную музыку:


Костюм изготовила сама из клетчатой рубашки брата, перешила его старые штаны в псевдо конные бриджи на манжетах под коленом, шляпу взяла папину, добавив нашейный платок из маминых запасов..
ТАнец пользовался большим успехом.

Джинсы с вышивкой/шнуровкой никогда не носила, принципиально:))Но мне этот стиль категорически не идет..

эге, я помню это чудное мгновенье. Я вот тоже фигурировала на домашнем дне рождения под Занзибар. А из glamorously cowboyish я еще помню Шер и Санни "oh, cowboy's work is never done". Под нее еще был звездный номер по фигурному катанию. Йййййэх!

Обожала их пластинку, да..
Но у нас тут провинция ковбоев в принципе, траки с железными яйцами, мужики в ковбойских шляпах, их боевые подруги..
Один ковбой ко мне на компьютерные консультации одно время приходил, в шляпе, джинсах, на каблуках и с записной книжкой в сапоге.
Вот одна фотография наших тетушек, у нас в июле ковбойские дни и парад проходит, все наряжаются:

Так что я, чисто из чувства противоречия, ничего ковбойского в гардеробе не держу..

Не. Как сказал Л. Толстой. "не то".

Дамы канадские, конечно, не русские.

  • 1