?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Европейских модные дома отчаянно ищут умельцев.
blumenfeld
natasha_laurel
Статья на reuters.com  о том,  что модные дома Европы страдают от недостатка квалифицированных работников: мастеров и ремесленников в вышивке, отделке, портновском деле и всем, что касается  легкой промышленности.  European Luxury groups on the lookout for crafts.   Зерна для этой беды были заронены уже давно,  об этом  вот в документальном фильме 'Schmatta: Rags to Riches to Rags' (Из грязи в князи, и снова в грязи), о котором я писала в прошлом году  и вот сейчас эти проблемы заколосились и будут продолжать колоситься дальше. Старые мастера уходят на пенсию, а на смену прийти некому. Целое поколение вывалилось, обучаясь на дизайнеров, а не... ремесленников. Слово, которое в русском языке несет негативную коннотацию.    



Мастерство в  сфере изготовления одежды  и отделки будет продолжать умирать. Через сто лет мы  все будем сидеть в холщовых мешках с дырками для головы  перед компьютерами  и покупать на сайте Burberry тренчи для аватаров за $15.      Люди, физически покупающие одежду станут  чем-то вроде коллекционеров современного искусства сегодня. Однако, на наш век еще хватит. Мой личный вклад в затягивание процесса  - пожертвование на монтаж документального фильма Men of the Cloth,  про итальянских портных, которое я сделала в прошлом году. А так же, записки под тэгом Why I Pay  в английском блоге.  Пока что, правда,  в зародышевом состоянии.

Ну и, наверное, в какой-то степени этот блог.



В ближайшие лет десять  борьба за талант  в области изготовления одежды   может оказаться достаточно  жесткой, что может открыть новые возможности для рабочих виз и  эмиграции для специалистов в этой области из бывшего СССР.  
Мне кажется, что Россия, Украина, Белоруссия могут  стать источником высококвалифицированных кадров для  европейских домов моды.  Мастерство старой школы в этой части света сохранилось намного лучше, чем в Западной Европе и США, где развитая промышленность  давно вытеснила ручной труд.   Я писала об этом немножко здесь (во второй части поста): Все в этой жизни вертится по спирали, очень часто, на очередном витке, отсталость в какой-то области вдруг превращается в преимущество. 



Если вы живете в России, Белоруссии, Украине, вы молодой специалист в этой области и рядом с вами старые зубры: закройщики, портные, вышивальщицы,  впитывайте как можно больше.   Я не имею ввиду бабушек, которые вяжут в свое удовольствие, я имею ввиду людей, которые получили высшее или среднее специальное образование в области легкой промышленности в 60-х - 80-х годах и работали по специальности на производствах.  

Это уникальная возможность. В Штатах этой информации  уже давно нигде нет  (кроме русско-советских эмигрантов, выпускников соответствующих вузов).  и скоро она может начать стоить очень дорого. 

Вы очень правильно заметили про негативные ассоциации со словом "ремесленный", "ремесленник": я перевожу много рекламно-маркетинговых текстов с итальянского на русский и словосочетания типа "ремесленное производство" или "наши ремесленники" приходится заменять чем-то более нейтральным - "наши мастера", "ручное производство". Увы и ах, ремесло нынче не в почете :(

Моя родственница их Краснодарского края (сейчас ей лет 45) в молодости работала золотошвейкой. Расшивала на заказ свадебные платья. Но начиная с 90-х годов совершенно не востребована, по специальности не работает. Мне до сих пор это кажется странным.

А чему Вы удивляетесь? Посмотрите хотя бы, как народ одет, и все поймете. Если подбираешь к простяцким джинсам майку и тапки с кепкой (шарфом), уже спрашивают, не день рождения ли или почему вырядилась.

Немного не согласна с фразой " Я не имею ввиду бабушек, которые вяжут в свое удовольствие, я имею ввиду людей, которые получили высшее или среднее специальное образование в области легкой промышленности в 60-х - 80-х годах и работали по специальности на производствах. "
Я молодая бабушка, которая умеет вязать практически всё, но ведь нас в советское время не учили в техникумах и ПТУ вязать, а сейчас очень модно вязаные вещи, однако чтобы такое сотворить, я имею в виду задумки дизайнеров, нужно ох какое умение:))) Но в остальном, безусловно, вы правы и от этого горько:)

Если я вас правильно поняла, вы умеете отлично вязать, но для вас это хобби, но не профессия. А автор говорит именно о профессиональном текстильном образовании. Я по образованию инженер-конструктор-технолог швейных изделий. Живу 20 лет во Фр. И сотрудничала здесь со средними уч заведениями, знаю как и чем обучают молодых девушек искусству кроя и шитья. В России , после окончания института работала. В теч 6 лет преподавателем в одном из высших уч заведений легкой пром. Скажу без преувеличений, что наше российское проф образование в этой области во сто крат сильнее. Во всяком случае, оно таковым было. Как сейчас обстоят дела, знаю только по рассказам бывших сотрудников.

Кстати, вот еще показательно, что в России огромной популярностью пользуется фабрика мужских костюмов "Большевичка" - кажется, чуть ли не единственное место, где тебя по старинке встречают бабушки с сантиметровой лентой, снимают мерки, подгоняют готовый костюм по фигуре.

Подобным еще занимаются магазины брюк Volento. При очень демократичных ценах на брюки бесплатно подшивают длину, зашивают карманы, выпарывают ненужные декоративные элементы (те же клапаны сзади на карманах), если возможно, убирают лишний объем в талии. Чувствуешь себя человеком )))

Интересное дело. Поскольку я подрабатываю вязанием на заказ, мне пришлось столкнуться с вот каким штампом в мышлении покупателей: если это вещь с показа известного кутюрье, то оно конечно дааааа! ручная работа! конечно она должна стоить 10000 долларов, это еще дешево! Если эту вещь я купила в бутике на распродаже за какие-то "жалкие" 500 долларов, то это круто, мне дико повезло (ну и что что акриловая, кривоватая и закатается через пару надеваний, а после стирки станет неузнаваемой). Но заплатить 300 долларов за свитер ручной работы из проверенной пряжи (не закатывается, не колется, модно стирать в машине в щадящем режиме), который будет связан по твоим меркам - ой, как дорого!

Это я к тому, что вся эта востребованость, она все равно на уровне маркетинга, востребованы и оплачиваются бренды, а реальным работникам никто платить не хочет.

Вот с этим соглашуэсь.

а я как раз читаю "Overdressed.the shockingly high cost of cheap fashion" by Elizabeth L. Cline о том, как всякие H&M-ы и Old Navy разрушают все: начиная от средних (по стоимости) брендов одежды, вкусов обывателей и так до окружающей среды.
только начала. пока все грустно.

а она на русском или пока только на инглише?

А я вот, знаете, может быть, не совсем в теме, но правда не знаю никого, кто был бы рукаст именно что в мастеровом значении этого слова.
Смотришь на коллекции наших русских, прости господи, дизайнеров.
Нет там ни какого-то сумасшедшего кроя, ни какой-то ошеломительной ручной отделки - принтованная ткань Китая, перепевки старушки Европы.
Заходишь на "Ярмарку мастеров" - место, где теоретически должны самореализовываться за деньги таланты в этой области. Там в массе своей грустное и банальное.
Если же говорить о всяких многочисленных сообществах типа хендмейд ру - так это же какой-то ужас, их надо принудительно закрывать за все эти бисероплетения и войлоковаляния, вот просто за преступления против ручного труда и просто хорошего вкуса.
Такого, чтобы была добротная, ощутимо хорошо вручную сделанная вещь - я лично не видела очень давно. Чтобы все швы были обработаны надлежащим образом, чтобы, отвернув подклад, изумился ювелирной работе, чтобы узоры были стык-в-стык...грустно это
Я искала школу кройки и шитья в Москве, искала долго. Пока нашла только одну, где-то на задах цивилизации, куда ездить не смогу чисто по причине нехватки времени на это мероприятие. А такого, чтобы одновременно был крой, шитье и декоративная отделка, я вообще не нашла, увы.

Edited at 2012-09-15 07:50 am (UTC)

Ювелирная работа должна стоить ощутимых денег и на нее должны быть покупатели. Пока что я заметила следующее: у меня покупают за нормальные (в моем понимании) деньги китчевые шапки, в которых применения собственно моему мастерству не так уж много. А ажурный жакет тонкой работы так и лежит невостребованный, ну и когда я озвучиваю стоимость заказа на действительно "стоящую" вещь, потенциальные заказчики сразу сдуваются.
Из этого неутешительное: а как мастеру нарабатывать мастерство? На чем? Если 99,9% процентов заказчиков хотят "лишь бы подешевле". Блин, я помню, как уговаривала девушку взять для митенок пряжу с содержанием кашемира, там же всего моток надо было, не разорение, но нет, акрил на вид вроде такой же, зато дешевле. Давай акрил.

(Suspicious comment)
и в России мастера вымирают очень быстро. я живу в городе- миллионнике. в прошлом году перестала брать заказы последняя мастерица по пошиву корсетных изделий для нестандартных женщин. например рост 150 см, а бюст 6-ой размер. клиенток было море. неуклюжие тетки в ее бюстгалтерах преображалисьдо неузнаваемости.деталей в тех изделиях было немыслимое количество. мастерство с большой буквы, да.

Я в Харькове искала такого мастера - не нашла. Печаль. Портних, которые специализируются на подгонке, подшивании - масса, тех, которые могут хорошо кроить - намного меньше, корсетные изделия - просто нет.

Как Вы правы... большинство портних далеко не молоды, даже если говорить о России-Украине. Я часто отношу подгонять вещи к дядечкам портным в маленькую мастерскую. На стареньком оборудовании изумительное качество, но самому молодому за пятьдесят. Женщине, которая мне шила до этого, лет 60 уже. Молодых мало, но радует то, что они все-таки есть.

Edited at 2012-09-15 08:00 am (UTC)

Вот я решила копать в сторону портновского ремесла, а не в сторону дизайна. И сижу на голой жопе, совершенно не зная, куды со своими умениями податься.
Современные русские ателье - это мрак, где могут только штаны подшить, да и то - строчки свести в одну точку не получается.

То ли у меня таланта маловато, то ли я не знаю точек входа в высокую профессию.

Открывайте свое ателье! Даже если начнете с ремонта (а качественный ремонт приносит неплохую прибыль) - уже хорошо!

У меня подруга - совершенно ненормальный умелец, вручную шьет и расшивает эльфийские платья, вот такие, как на мне (вот это все блестященькое - не готовая тесьма, а золото-брильянты и каменья самоцветные ))). Поделилась с ней на фейсбуке этой статьей, но, чую, толку будет мало (((

Да, толку будет немного! Платье сшито специально для вас? Если да, то сидит плохо (особенно в районе пройм и груди), а расшитые рукава тянут и портят весь вид. А куда она их девает? В изначальном посте речь шла ведь не о рукоделии ради рукоделия и не о рукоделии для киностудий, а о хендмейде для жизни, который "берешь в руки - маешь вещь" и ее хочется носить. А это платье для чего?

в славном городе Брисбане я не могу найти портниху толковую, есть те, что подошьют штаны, пришьют пуговицы, перешить рукав уже реальная проблема, пошить с эскиза вообще не реально

согласна, людей нет

Даже среди китайцев или корейцев?

Мастеров у нас в России еще немножко осталось, вот только за работу им платят грошики…поэтому и бегут они в другие отрасли…сейчас не модно быть мастером, а вот стилистов (месячной "выделки") и дизайнеров (с трех месячным образованием) на каждом шагу завались

У меня в Москве есть такая знакомая - портниха от бога, мало того, что сама девица-красавица, так еще и шьет не хуже известных модельеров (есть с чем сравнить, поверьте). Подкладку сшитых ей пальто и костюмов можно носить на лицо, все отделано как минимум шелковой бейкой, если не кружевом (где уместно). Берет за работу дорого, но на нехватку клиентов не жалуется. Конек - ручной декор (вышивка, аппликация, шелковые цветы). Это не реклама, просто стало обидно, что россияне в комментариях жалуются на нехватку кадров.

Пожалуйста, дайте координаты вашей мастерицы. Очень надо!

"Через сто лет мы все будем сидеть в холщовых мешках с дырками для головы перед компьютерами" - у меня складывается ощущение, что уже сейчас в магазинах одни мешки с дыркой для головы продаются. :-))
К сожалению людей, умеющих делать что-то руками (хотя на деле там голова обычно очень даже задействована, порой куда больше, чем у представителей "интеллектуального" труда), и в других сферах катастрофически не хватает...

Ну наконец-то хоть кто-то сказал, что для хорошего шитья и вязания прежде всего нужна хорошая голова - интеллект то есть...
Абсолютно все профессионалы, встретившиеся мне в разных отраслях деятельности были очень умными и интересными людьми! От дедушки-плотника оконных ставенек до летчика-испытателя. Швея, знающая технологию и глупая никогда не станет профессионалом. Она выродится))))) А вот наличие хорошей головы дает в любом случае шанс из швеи стать мастерицей.
Так что, как только обществом будут востребованы умные люди, сразу же появится шанс иметь массовое качественное производство одежды.
Пока же, увы, все дело в том, что общественному новому порядку нужна прибыль. А она до добра не доведет)))))